Рене Лалик – ювелир по стеклу

Хрустальные флаконы Lalique предмет коллекционирования и гордости, любые духи в этих флаконах становятся в миг дороже и роскошнее. Но в чем же секрет мастера, который смог создать легенду имени себя и остался в истории, как виртуозный мастер по работе с хрусталем?

Рене родился в небольшом французском городе Ай в 1860 году. Площадь города составляла всего 10 квадратных километров и кроме виноделия там, в общем-то, и нечем было заняться. Но, проснувшаяся страсть к ювелирному искусству, повела юношу совсем иной дорогой. В 16 он стал учеником ювелира, а затем отправился в Париж в Школу декоративных искусств. После этого он оттачивал свое мастерство в ювелирных мастерских Лондона. Рене даже работал по заказу ювелирных домов Boucheron и Cartier когда ему было всего 20 с небольшим лет.

Лалик был одним из ярчайших представителей стиля ар-нуво, и во многом его популярность как ювелира была обусловлена тем, что кроме драгоценных камней он также использовал, поделочные камни и природные материалы — опал, яшму, лунный камень, коралл, рог, кость. В то время это было не популярно, а потому позволило ему выделиться среди других. Его дизайн шокировал и привлекал внимание. Он был настоящим возмутителем спокойствия. Именно он ввел в моду украшения с женскими образами, что по тем временам считалось неприличным.

5c58db2f-03b4-4719-be7b-f07a1ff6e4ee

На Всемирной выставке 1900 года изделия Рене Лалика имели головокружительный успех. Он получил «Гран-при», а позже в этом же году его наградили орденом «Почетного Легиона». Актриса Сара Бернар стала одной из постоянных его заказчиц, что позволило Лалику войти в круг богатых и щедрых заказчиков. К слову, среди поклонниц его творчества была и императрица Александра Федоровна Романова.

Первая Мировая война внесла изменения в ювелирную карьеру Лалика. В 1910 году он начинает экспериментировать со стеклом. Сначала он использует стекло для создания украшений, но позже появляются вазы и светильники его авторства. Есть в его портфолио и украшения для радиаторов дорогих автомобилей, одно из которых изготовлено по личному заказу Анри Ситроена.

852f505d-1317-4197-9410-a50f00f57778

Ювелирная «закалка» позволила Лалику работать со стеклом нестандартными методами. Сначала он использовал технику «исчезающего воска, а затем разработал и внедрил технологию литья стекла под давлением. Благодаря этой идее он смог создавать не только вазы, но и скульптуры из стекла. Рецепт его «опалесцентного стекла» (то есть, переливающегося) до сих пор хранится в секрете. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него цветной эмалью также считается фирменной фишкой Лалика.

10f35f8f-cc91-43ea-bb92-bd1d928231ec

Особое место дом Лалика занял в парфюмерном мире. Лалик занимался дизайном флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d’Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»… В общей сложности, Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов! До 90-х годов XX века он создавал лишь флаконы, а в 1992 году наступила новая эра дома – свет увидел собственный аромат бренда Lalique de Lalique.

Впрочем, это случилось уже после смерти Рене. Империю унаследовал его сын Марк Лалик, а затем внучка Мари-Клод (собственный аромат у бренда появился именно благодаря ей). Но в 2008 году владельцем компании стал Сильвио Денц — обладатель самой большой коллекции произведений Lalique. Как говорится, новое слово в коллекционировании – не покупай изделия бренда, купи сразу весь бренд.

b2fec1a4-346e-4571-b73a-2d44a61b50bb

Благодаря смелости и новаторству, Рене Лалик делал то, что не делали до него. Рене проводил большое количество экспериментов со стеклом, добиваясь от него того, чего другие мастера добиться не могли. Его фантазия не знала границ, в его творениях «оживали» герои древних мифов, прекрасные нимфы, причудливые цветы и животные. В его руках стекло будто становилось мягкой и податливой глиной, а потому кудри прекрасных нимф и драпировки их платьев казались «настоящими».

0f3e8197-9fe8-43df-81fd-ed8cd7191a1b

Несмотря на крупных именитых заказчиков и работу с великими брендами, Лалик мечтал сделать красоту доступной многим. И стекло стало шагом к осуществлению этой мечты. Его сотрудничество с Франсуа Коти и создание флаконов для его ароматов действительно сделало красоту более доступной.

Рене Жюль Лалик по праву считается одним из основателей стиля «ар нуво». На фоне интенсивной механизации ювелирного дела он всегда подчеркивал значение индивидуального творчества и ручного труда. В истории мирового ювелирного искусства его имя стоит в одном ряду с именами таких прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис Тиффани.