В чьих руках роскошь

Сегодня индустрия роскоши сосредоточилась в руках нескольких человек, а бренды с историей и носящие имена своих создателей, стали всего лишь активами. Так кто же эти люди, кому принадлежат легендарные мировые дома?

Начнем с Бернара Арно и французского холдинга LVMH основанного в 1987 году слиянием крупнейших брендов Moët Hennessy и Louis Vuitton. Интересно, что основателями холдинга были Ален Шевалье и Анри Ракамье (муж правнучки Луи Вюиттона). Но из-за разногласий было решено пригласить Арно в качестве главы всего LVMH. Предприимчивый француз приобрёл 45 % акций LVMH для себя, заручился поддержкой семей Хеннесси и Моэ и полностью вытеснил представителей Louis Vuitton из группы. Вот так бренд имени Луи Вюиттона перестал принадлежать семье основателя.

63fcd6b7-f9e2-4335-b18f-29584cb5acf2

Дальше – больше. Холдинг начинает приобретать все новые и новые активы: дома мод Céline и Loewe, французская сеть магазинов парфюмерии и косметики Sephora, несколько крупных производителей часов Tag Heuer AG, Zenith, Ebel и Chaumet — именно с таким багажом холдинг подошел к нулевым. В марте 2011 LVMH полностью поглотил итальянского производителя предметов роскоши Bulgari.

Сегодня холдинг владеет самыми крутыми и роскошными брендами, фото которых регулярно попадают в глянцевые журналы, а от туда прямиком на карты желаний. Вы только посмотрите на этот список:

Одежда: Christian Dior, Louis Vuitton, Loewe, Marc Jacobs, Céline, Kenzo, Givenchy, Pink Shirtmaker, Emilio Pucci, Berluti, Loro Piana, Rimowa, Nicholas Kirkwood, Patou.

Розничная торговля: Duty Free Shoppers, Starboard Cruise Services (магазины на круизных лайнерах), Sephora, торговые центры в Париже Le Bon Marché Rive Gauche и La Grande Épicerie de Paris.

Парфюмерия и косметика: Parfums Christian Dior, Guerlain, Parfums Givenchy, Kenzo Parfums, Benefit Cosmetics, Fresh, Perfumes Loewe, Make Up For Ever, Acqua di Parma, Kendo, Maison Francis Kurkdjian, Kat Von D Beauty, Marc Jacobs Beauty, Fenty Beauty by Rihanna.

Вина и спиртные напитки: Moët & Chandon, Dom Pérignon, Veuve Clicquot, Ruinart, Krug, Mercier, Hennessy, Woodinville Whiskey Company, Glenmorangie, Ardbeg, водка Belvedere, текила Volcán De Mi Tierra.

Виноградники и винные дома: во Франции Château d’Yquem, Château Cheval Blanc, Domaine du Clos des Lambrays, в Аргентине Terrazas de Los Andes и Cheval des Andes, в Австралии Cape Mentelle и Новой Зеландии Cloudy Bay, Калифорнии Newton Vineyard, Бразилии, Испании Numanthia Termes, КНР Ao Yun и Индии.

Часы и ювелирные изделия: TAG Heuer, Hublot, Zenith, Bulgari, Chaumet, Fred, Tiffany & Co.

А также: газета Les Echos, верфь по строительству яхт Royal Van Lent, сеть отелей Cheval Blanc, жилой комплекс в Париже La Samaritaine и парижский парк развлечений Le Jardin d’Acclimatation.

Родившийся в маленьком городке на границе с Бельгией, Арно был выходцем из семьи военных и получил диплом инженера. Так могла бы начинаться биография любого рядового француза. Но хватке и уверенности Арно может позавидовать любой. Продать семейное дело без разрешения, отправиться в Америку изучать бизнес (приемы слияний и поглощении компаний корпорациями), затем вложить оставшиеся деньги в рискованный актив. «Мой сын ничего не понимал в текстиле и попросил меня купить для него книги на эту тему. Я нашел всего три, – вспоминает его отец. – Мы могли тогда разориться, но Бернар убедил меня, что он не ошибается, а я всегда ему верил».

Кажется, этот человек уже ребенком решил захватить мир роскоши и просто шел к этой цели.

Но на этом пути ему мешают две других, не менее амбициозных фигуры — французский предприниматель Франсуа Пино (и холдинг Kering) и южноафриканский предприниматель Йохан Руперт, основатель швейцарской холдинговой Compagnie Financière Richemont S.A.

365273cb-0a7e-4357-b540-2d6e69463531

Франсуа Пино тоже родился в семье, далекой от роскоши, его отец торговал древесиной. Пино не очень хорошо учился в школе, а в 16 лет и вовсе ее бросил, отправившись в Париж, где перебивался случайными заработками.

Его первая компания Pinault group, основанная в 1964 году также занималась торговлей древесиной, но дружба с Жаком Шираком заложила фундамент будущих успехов.
В 1994 состоялось слияние Pinault и Redoute в концерн Pinault-Printemps-Redoute (PPR). Тогда Пино приобрел марки Yves Saint Laurent, Bottega Veneta, парижский торговый центр Printemps, мебельную компания Conforama и торговую сеть fnac. В 1999 году Пино выиграл в схватке с Арно и заполучил модный дом Gucci.
В начале нулевых в активе компании также оказались бренды Boucheron и Balenciaga.

В 2013 компания сменила название с PPR на Kering, а пост главы теперь занимает сын Пино старшего – Франсуа-Анри Пино. Новое название, уже пятое по счету, ознаменовало новый этап в развитии компании и закрепило позиции «специалиста» в сфере роскоши.

Сегодня холдинг владеет такими брендами, как:

Одежда: Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta, Balenciaga, Alexander McQueen и Brioni

Часы и ювелирные изделия: Boucheron, Pomellato, Dodo, Qeelin, Ulysse Nardin и Girard-Perregaux.

Кроме того у холдинга имеется подразделение Kering Eyewear, отвечающее за разработку очков для брендов Gucci, Cartier, Saint Laurent, Balenciaga, Bottega Veneta, Alexander McQueen, Stella McCartney, Alaïa, Courrèges, Montblanc, Brioni, Boucheron, Pomellato, McQ, Puma.

И это могла бы быть очаровательная пара конкурирующих влиятельных французов родом из глубинки, если бы не выходец из Южной Африки Йохан Руперт. Предприниматель и миллионер, превративший компанию своего отца в роскошный бизнес.

0a50b317-e0d4-4af5-9561-7a4f8c397aaf

В отличие от своих конкурентов, семья Руперта изначально имела отношение к крупному бизнесу. Его отец построил гигантскую транснациональную корпорацию. Начав с импорта алкоголя и табака, он, вскоре, создал компанию Rembrandt, которая сегодня контролирует 90% африканского сигаретного рынка. Как ни странно, Йохан не был рад предложению отца возглавить компанию, но не смог ему отказать.

Вскоре компания перебралась в Европу, и в Женеве в 1988 году появилась новая фирма — Richemont Group во главе с Йоханом Рупертом.

Чуть ранее Йохан проходил практику у Рокфеллера, но случайное знакомство привело его к дому Картье, который тогда переживал сложные времена.
В итоге, к моменту основания, холдинг уже владел тремя крупными брендами: Cartier, Dunhill и Montblanc.

Но, в отличие от своих конкурентов, Руперт – «парень, который купил Cartier» — был заинтересован не в наращивании капитала, а в возрождении умерших брендов. Как коллекционер, он виртуозно выстраивал репутацию компании, выбирая уникальные марки.

Сегодня его холдинг может похвастаться настоящими жемчужинами в мире роскоши.

Ювелирные изделия: Cartier, Buccellati, Van Cleef & Arpels.

Часы: A. Lange & Söhne, Baume & Mercier, IWC Schaffhausen, Jaeger-LeCoultre, Panerai, Piaget, Roger Dubuis, Vacheron Constantin

Онлайн-магазины: Watchfinder & Co., YOOX NET-A-PORTER GROUP

А также, Alaïa, Chloé, dunhill, Montblanc, Peter Millar, Purdey, Serapian

Многие обвиняли Руперта в финансовой беспечности, а семья и вовсе считала, что он напрасно тратит . Кто-то называл его меценатом, ведь в отличие от конкурентов он не скупал бренды за бесценок, а инвестировал в них.

Таким образом, английский магазин или французский бренд могут запросто принадлежать африканцу, а итальянская легенда – французу. Времена изменились, и потомки основателей брендов давно не имеют к ним отношения.

Должно ли дело уходить вместе с его создателем, или пусть его имя продолжает жить, благодаря таким людям, как Руперт, Арно или Пино?

Каково это, владеть самыми легендарными историческими марками, мы, наверное не узнаем. Но если внимательно посмотреть на путь каждого из этой тройки, то становится ясно одно: сильный интерес помноженный на смелость и уверенность могут творить чудеса.