Российские промыслы: лаковые шкатулки Федоскино

Россия не может похвастаться люксовыми брендами с мировой известностью. Но, справедливости ради, нужно заметить, что в нашей стране есть свои символы. Например, российские промыслы. Самый старинный русский промысел, сохранившийся до наших дней — Федоскино. Это родина русских лаков c 18 века.

Все началось с… козырьков. Московский купец Петр Коробов решил помочь государственному шляпному заводу и в 1795 организовал производство лакированных козырьков для армейских киверов. Так мастера из ближайших деревень обрели работу.

А после путешествия Коробова в Германию, где он перенял технику папье-маше, началось производство табакерок, шкатулок и бисерниц. Чтобы коробочки были более привлекательными, на них наклеивали картинки. Но все изменилось в 1814 году, когда шкатулки начали расписывать вручную в сложной технике живописной миниатюры.

У Федоскинских шкатулок есть свои особенности. Во-первых, они вовсе не деревянные, как может показаться на первый взгляд. Они выполнены из папье-маше, то есть, из бумаги. Основой для изготовления изделий служит картон фабричного стандарта толщиной 0,5 мм.

Сначала листы картона режутся на ленты необходимой ширины, затем эти ленты промазывают крахмальным клеем и набиваются на болванки в несколько слоев (минимум восемь). Вся эта «конструкция» помещается под пресс на несколько дней. Затем катушки снимают с болванок, пропитывают нагретым льняным маслом смешанным с керосином. Катушки выдерживаются в течение 12 суток в сушильных шкафах при температуре 90 — 95°. В результате этих манипуляций заготовки приобретают коричневый цвет и прочность.

После этого из заготовок уже собирают изделия, точно так же как из дерева или фанеры.

Следующий важный этап – подготовка к созданию живописи на изделии. Это тоже трудоемкий процесс. Пропитка маслом, три слоя шпатлевки. Каждое покрытие сушится по 12 часов в сушильном шкафу при температуре 100 градусов. После чего каждый слой шлифуется.
Затем два слоя лака и снова сушка. Внутренняя поверхность изделия окрашивается тремя слоями киновари. Каждый слой краски просушивается в сушильном шкафу при температуре 80° и зачищается циклей.

Производство одной шкатулки может занимать около шести месяцев.

Сам процесс Федоскинской миниатюрной живописи выполняется только масляными красками в 3-4 слоя. Это почти ювелирная работа, так как размер шкатулок небольшой, а рисунки весьма сложные. Прорисовываются мельчайшие детали, воспроизводятся известные картины, а также популярные сюжеты из сельской жизни. Самый узнаваемый федоскинский рисунок – тройка.

c4e2c584-4531-4091-952b-4b3f064d78ed

Именно русские мотивы, выполненные в такой сложной технике и стали причиной популярности Федоскино во всем мире. Иностранцы ценят эти маленькие шедевры даже больше, чем жители России.

Сегодня в России существует четыре школы лаковой миниатюры – Федоскино, Мстера, Холуй и Палех.

Каждая школа имеет свои особенности: в Палехе, Мстёре и Холуе для росписи применяют яичную темперу, а в Федоскине, как уже сказано выше – масляные краски. К тому же, все школы лаковой миниатюры сформировались из иконописной традиции, а федоскинская – из светской.

Из-за трудоемкости и эксклюзивности, федоскинские шкатулки стоят недешево. В среднем маленькая лаковая шкатулка обойдется в 15-20 тысяч рублей. Ларец побольше (30 см шириной) будет стоить дороже ста тысяч.

Такие изделия не только радуют уникальной красотой и приносят пользу, но и передаются по наследству истинными ценителями.

Фабрика находится совсем недалеко от Москвы (г.о. Мытищи, с. Федоскино, ул. Лукутинская, д.33А) и с радостью приглашает на экскурсии по производству. Всего за 250 рублей (групповая экскурсия от 6 чел) вы своими глазами увидите процесс, производства, художественный цех и экспозицию образцов.

Если вы где-то поблизости, самое расширить границы сознания и увидеть, сколько всего классного есть в наших краях. Ничуть не хуже, чем в Европе. Просто пиар не такой. Но в наших силах все исправить и наконец почувствовать «российскую любовь к себе».